Самооценка в пожилом возрасте

Старость представляет собой этап многочисленных изменений в жизни людей, как в физическом, так и в психологическом плане. Самооценка тесно связана с самореализацией, и вот здесь у многих пожилых людей возникает проблема: найти интересное дело возрасте не всегда просто.
Конечно, пожилые люди обладают опытом и знаниями, их советы могут помочь в каких-то жизненных ситуациях. А вот физическое здоровье ухудшается, они становятся зависимыми от детей и других родственников, поэтому понижается самооценка. Они не понимают или просто не пытаются понять реалии современной жизни и живут прошлыми понятиями, а жизнь меняется.
Проанализировав, что же может представлять собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности и т.п.? Или же напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)? На занятии по «Занимательной психологии» был проведен тренинг, нацеленный на отработку навыка уверенного поведения, создание условий для формирования адекватного представления о себе и своих возможностях.
Задачи тренинга:
1. Развить самоуверенность и любовь к себе.
2. Сформировать представление о своей значимости в обществе.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Для того чтобы познакомиться с темой занятия, был просмотрен поучительный короткометражный мультфильм про самооценку. После просмотра получатели социальных услуг познакомились с понятием и историей изучения проблем самооценки. Узнали, что самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.
Далее программа тренинга включила в себя ряд интересных упражнений и игр: «Приветствие», «Свет мой, зеркальце скажи», «Принятие себя», «Мой девиз», «Комплимент себе», «Я – лучезарный», «Я – сильный и слабый».
В заключение мероприятия был просмотрен и коллективно обсуждён мультфильм – экранизация по мотивам сказки Ганса Кристиана Андерсена «Гадкий утенок». Мораль сказки заключается в том, что каждый человек может найти свое место в жизни, но для этого ему нужно уважать и любить других, несмотря на их внешний вид и поведение.
Данный тренинг оказался вполне эффективен, так как содержал множество упражнений, направленных непосредственно на решение поставленных задач. В ходе тренинга участники старались достичь предполагаемого результата, подружиться с коллективом, научиться групповой работе, самооцениванию и самоанализу. Все были довольны результатом проделанной работы и полученными положительными эмоциями. Данный вид работы подходит под любую возрастную категорию, упражнения не носят трудновыполнимый характер, а временные рамки поддаются изменению.
Всем было интересно, так как выбранная тема была близка каждому участнику.

Комментирование запрещено