Тест Мюнстерберга

В настоящее время нарушение когнитивных функций является одной из ведущих причин изменения социального поведения у людей преклонного возраста. Профилактика когнитивных расстройств – залог сохранения ясности ума в пожилом возрасте. Специалисты ОГБУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов г. Черемхово и Черемховского района» делают акцент на необходимости превентивных мер, которые имеют решающее значение для здоровья мозга и активного долголетия. Один из видов деятельности в рамках реализации проекта «Интеллектуальный фитнес»- задания на основе классической методики Мюнстерберга, названной именем одного из основоположников прикладной психологии, экспериментатора и выдающегося учёного, посвятившего свою жизнь поиску возможностей практического использования психологических знаний в различных сферах человеческой деятельности (военное дело, торговля, реклама и др.).

Изначально тест был предназначен для диагностики избирательности внимания вагоновожатых. Стремясь вызвать у испытуемых переживание ситуации управления трамваем на оживлённой улице, учёный собрал настоящую лабораторную установку. На специальных картах обозначались цифрами опасные для столкновения объекты: люди, экипажи, автомобили. Быстро двигаясь взглядом по карте, испытуемый должен был постоянно оценивать изменения дорожной ситуации.

Современный вариант методики Г. Мюнстерберга, используемый для диагностики избирательности внимания людей, мало напоминает сложный тест, который учёный использовал в своих исследованиях около ста лет назад. Сейчас он представляет собой массив букв, сгруппированных в строки без пробелов, среди которых испытуемому предлагается найти и выделить слова, потратив на выполнение задания как можно меньше времени. Несмотря на свою кажущуюся простоту, тест эффективно решает задачу создания модели деятельности, успешность которой зависит от сосредоточенности испытуемого на определённых, осознаваемых им объектах в присутствии помех.

Эта методика оказалась востребованной при проведении профессионального отбора сотрудников на работу, определении степени готовности детей к школе, исследовании причин слабой успеваемости учащихся. Модификации этого теста используются не только для диагностики, но и для тренировки избирательности внимания. С такой целью  и проводятся занятия в отделении дневного пребывания.

Получатели социальных услуг сначала получили задания на нахождение известных слов в сплошном наборе букв без ограничения во времени выполнения. Задача для некоторых показалось очень сложной, хотелось отказаться из-за сомнения в своём успехе. Однако одна за другой наши подопечные находили «спрятанные» слова, помогая друг другу. Задание  их настолько увлекло, что они попросили распечатать карточки для себя, чтобы потренироваться самостоятельно дома и поделиться с детьми и внуками. Для тех получателей услуг, которые справились раньше всех,  было предложено самим составить такой тест. Это упражнение оказалось также интересным, увлекательным и очень полезным. Пришлось вспомнить алфавит, написание печатных букв. Выяснилось, что даже просто заставить себя писать от руки большое количество букв для некоторых людей было трудно, так как давно не было практики. Кому-то в этом захотелось еще проявить творчество: например, «вживлять» в текст не абстрактные слова, а объединить их какой-либо тематикой.

Регулярно выполняя различные упражнения, нетипичные для нашего мозга, можно  способствовать совершенствованию различных типов критического и творческого мышления, следовательно, он не будет ослабевать и стареть.

Тест Мюстерберга Тест Мюстерберга1

 

 

Комментирование запрещено