С возрастом мы все чаще действуем по определенным шаблонам, меньше задаем вопросов, интересуемся новым, теряем способность творческого подхода к решению тех или иных задач. Наше правое полушарие мозга, ответственное за воображение, креативность, ленится изобретать новые идеи. Включается логика левого полушария мозга, предлагая готовое, опробованное в прошлом лекало. Одним из способов «расшевелить» мотивацию к активной деятельности, эмоциональной вовлеченности, стимулировать интеллектуальную активность помогает творчество, в частности широко применяется метод правополушарного (интуитивного) рисования.
От обычной методики рисования правополушарное отличается тем, что учит отключать логику, интуитивно быстро переносить образы и эмоции на чистый лист. При этом законченная работа появляется быстро, спонтанно, человек не задумывается о правильности приемов рисования, о логике своих действий.
При таком рисовании сначала на листе бумаги появляются красочные пятна. Они смешиваются, растягиваются кистью, растираются пальцами через наложенную сверху работы пленку целлофана…Рождается сюжет, диктуемый только чувствами и эмоциями. Можно не бояться, что кисть выйдет за границы специально закрепленного листа. Стирая границы дозволенного, можно применять очень широкую кисть, губку, ватные палочки, собственные пальцы, процарапывать на красочном слое детали изображения обратной стороной кисти… Человек, отбросив все страхи, погружается в цветовые пятна, тона, облака, деревья, травинки. В итоге у каждого своя живописная работа, которую хочется принести домой, показать близким.
Так проходят занятия по правополушарному рисованию в творческой мастерской отделения дневного пребывания ОГБУ СО «Дома -интерната для престарелых и инвалидов г. Черемхово и Черемховского района», где работа направлена на поиски стимула творить и создавать, получать ощущение удовольствия, радости от решения творческих задач и самовыражения.
Пожилые люди очень боятся приступить к работе, боятся отсутствия опыта рисования, плохого результата, иногда считают занятия творчеством баловством. Каково их удивление от собственных работ! Каждая работа участников занятий отражает характер автора. Они не верят, что это нарисовали они сами, с удовольствием демонстрируют свои картины окружающим. У них улучшается настроение, возникают новые идеи, новые сюжеты.